В 1983 г. в лесу, в районе Алакуртти военными вертолётчиками был обнаружен разбитый самолёт бомбардировщик Пе-2. Увиденное потрясло людей…
В разбитом самолете находились останки экипажа. Заклиненные пулемёты, изрешечённые носовой отсек и фюзеляж, пробитые пулями лопасти винта, свидетельствовали о том, что бой был страшным, самолёт расстреливали долго и упорно. Экипаж бомбардировщика принял свой последний бой не на жизнь, а на смерть.
Пламя пощадило лишь несколько сантиметров парашютного ремня, обломки лыж, полевую офицерскую сумку, фрагмент кислородной маски, а также несколько кусочков от личных вещей лётчиков: кожаных перчаток, унт, чёрного реглана…
И вдруг, в результате кропотливого поиска был обнаружен орден «Красной Звезды» за № 29337.
Послали телеграмму в архив Министерства Обороны с номером ордена. Ответ пришёл быстро: «Орден был выдан стрелку-радисту 80 БАП Брижатюку Борису Сафроновичу». Выяснились фамилии и двух других летчиков, это командир экипажа Попов Павел Фёдорович и штурман Попов Константин Николаевич.
18 апреля 1985 г. в Алакуртти проходило торжественное захоронение останков экипажа. Весь личный состав гарнизона Алакуртти, родственники погибших и жители посёлка вышли проводить в последний путь останки героев.
... Они не вернулись с боевого задания ни через час, ни через два. Прошли все мыслимые сроки, а проглядевшая все глаза аэродромная служба всё ещё прислушивалась к небу: может возвращаются? В 18.00 стало известно: эскадрилья не села не на один из ближайших аэродромов. Лишь спустя несколько дней в авиаполку сумели узнать подробности боя. В тот день, 10 марта 1943 г., в небо ушли две эскадрильи. Одна в сторону вражеских укреплений Алакуртти, другая – на аэродром Луостари. При подходе к аэродрому Алакуртти, эскадрилья под командованием капитана Попова П.Ф. была встречена сильным зенитным огнём. Умело маневрируя, наши Пе-2 точно сбросили свой смертоносный груз. К небу поднялся столб дыма и огня: взорвался склад боеприпасов, на стоянках вспыхнули 7 вражеских самолёта. Только легли на обратный курс, как эскадрилью атаковали фашистские истребители. Завязался воздушный бой, в котором 80 БАП потерял три экипажа.
В полку всегда тяжело переживали гибель товарищей. Экипаж «братьев Поповых», как звали в полку их друзья, слетался ещё с финской войны. О боевых делах прославленного экипажа не раз писали во фронтовых газетах, он был на устах у многих в дивизии.
Попов Павел Фёдорович, командир 2 авиаэскадрильи родился в 1914 г. в большой многодетной семье. Был старшим из 7-ми детей, поэтому рано пришлось идти работать, помогать родителям. Поступил работать на завод, но влекло его небо: поступил в аэроклуб, затем в Оренбургское военное авиационное училище, которое закончил успешно. Принимал участие в финской войне. Долго от него не было вестей. И вдруг, словно праздник пришёл в дом: телеграмма из Кеми. «Жив, здоров, скоро увидимся». За доблесть и храбрость был награждён орденом Красного знамени, который вручал ему в Кремле М. И. Калинин. Второй орден получил в первый год Великой Отечественной войны.
Попов Константин Николаевич, капитан, штурман 2 авиаэскадрильи. Учился в Островской ШКМ, а затем в Борисоглебском сельскохозяйственном техникуме. После окончания которого работал зоотехником совхоза «Бектышево» Переславского района. В 1938 г. он окончил штурманское отделение Оренбургского лётного училища. Свой первый орден К. Н. Попов получил в 1940 году. В июне по приглашению Правительства он с группой боевых товарищей был на приёме в Кремле, где М.И.Калинин лично вручил ему награду. На фронте Попов был с первого дня Великой Отечественной войны. Воевал на Карельском направлении. Выдержка из дневника К. Н. Попова: «21 декабря 1941 года. Вчера мне стукнуло 28 лет, а я уже успел побывать на двух войнах. Вторая ещё не закончена, она ещё только разгорается…». В январе Константин Николаевич был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Кроме однофамильцев – капитанов Поповых, в него входил начальник связи 2-ой эскадрильи – лейтенант Брижатюк Борис Сафронович. Родился в 1919 году в многодетной крестьянской семье. До призыва в Красную Армию работал директором школы в селе Берестяги. Учился в Воронежском лётном училище. Принимал участие в финской войне. В 1941 году вместе с 80 БАП прибыл на Карельский фронт. Награждён орденом Красной Звезды.
В военном зале нашего музея вы можете увидеть приборную доску, ручку управления и винт от самолёта ИЛ-2, крыло и смятую кабину самолёта «Аэрокобра», шлем, подшлемник и кожаную маску летчика, и многое другое.
Анжела Микаилова,
методист музея истории города Кандалакша.