11 февраля в музее истории прошел мастер-класс по изготовлению броши «Саамские узоры».
Мы обращаемся к орнаменту саамской вышивки бисером, которым декорированы самые различные предметы: упряжь для оленей, пояса, игольницы, головные уборы и многие другие вещи повседневного обихода аборигенов Кольского полуострова.
Вышивка помимо красоты, отличия от аналогичных предметов, имела обережное значение. Знаки-символы, наносимые на изделия, предохраняли владельца от всего тёмного, злого и приносили удачу. Саамский орнамент отличали простота и строгость узора. Мотивы вышивок состояли из вариаций геометрических элементов: треугольников, ромбов, квадратов, полукружий, изображений креста. В основе национальной вышивки бисером лежит счет. Зная общее количество бисеринок да нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте и зигзаге. На основе: сукне красного, реже синего или зелёного цвета, используется бисер трёх основных расцветок: белого, голубого и желтого. Изредка встречаются бисеринки синего, перламутрового или зелёного цвета. При этом полностью отсутствует черный. В стихотворении саамской поэтессы Эльвиры Галкиной очень хорошо описан цвет бисера в вышивке женского головного убора, приводится его значение:
«Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу, при луне.
Четыре цвета – шамшура готова.
Красный цвет – жизни и очага.
На нём крупинки голубого
Это - озёра, реки - вода.
Жёлтый ласкает и радует глаз,
Это луч солнца просунулся в щель.
Дополняет узор белый снег, как алмаз
Засыпаны им берёзы и ели...»
В основе рисунка вышивки лежит стилизация окружающего мира – птиц, животных, растений. Мастерицы, составляя орнамент, используют то, что видят в природе. Каждая линия, столбик, зигзаг, ромб имеют своё значение. Волнистая линия означает море, полукруг чаще всего - месяц. Треугольники с петлями на концах символизируют птицу. Изображение креста - трактуется как знак огня. Большинство углов заканчиваются петлёй. Петлевидные завитки на углах фигур скорее всего имели не столько декоративное, сколько символическое значение.
Приёмы бисерного шитья заключались в нанизывании мелкого бисера на нити или сухожилия. Затем бисерные пронизки прикреплялись поперечными нитями к фону изделия. В мелком рисунке каждая бисеринка пришивалась отдельно. Традиционно в вышивке применяли мелкий бисер. Узор начинался с центра изделия, с четырёх заоваленных бисеринок, напоминающих по форме цветок.
Для бисерного шитья Кольских саамов, по мнению искусствоведа Н.М. Ведерниковой, «характерна лёгкость и особое изящество орнамента, поскольку его узоры представляли собой не плотные настилы, а, скорее, графические рисунки на фоне яркого красного сукна».
Методист музея истории: В.А. Юшкова