Фотофонд  – одна из самых многочисленных коллекций музея. Насчитывает более 1 000 фотографий. В основном это снимки середины и конца ХХ века, но есть фотографии весьма почтенные по возрасту, конца  XIX – начала ХХ вв. Фотоколлекция  формировалась с первых дней образования музея и постоянно пополнялась. Фотографии поступают в фонд музея из разных источников: из личных архивов жителей города, из архивов предприятий и учреждений, из частных коллекций и т.д.

Фотодокументы, хранящиеся в музее, делятся на несколько групп:
- видовые фотографии, на которых изображены улицы города, посёлки, деревни, ж\д станции, наша северная природа и др.;
- фотографии, иллюстрирующие культурно-экономическое строительство Кандалакши и Кандалакшского района (строительство железной дороги, порта, заводов, предприятий, спортивные и культурные мероприятия  и т.п.);
- фотографии времён гражданской и Великой Отечественной войн,
- фотопортреты и групповые фотографии (не только знаменитых жителей нашего города, но и многих простых кандалакшан).

Фотофонд активно используются для создания и обновления музейных экспозиций, выставочных проектов. Но снимки из фотофонда музея можно увидеть не только в выставочных залах, но и на страницах книг, газет, журналов, интернет-сайтов, активно используются они и для создания документальных передач. Преподаватели, школьники, студенты используют фотодокументы для написания научно-исследовательских работ.

Условия хранения фотодокументов.

Для  сохранения фотографий и предотвращения повреждений или утрат фотодокументов необходимо соблюдать ряд условий.  При отделке помещения, в котором хранятся фотографии, необходимо исключить следующие материалы: линолеум, асбест, масляные и нитрокраски. Деревянные двери и фурнитура — самые безобидные материалы в помещении.

Относительная влажность в помещении должна быть 50 % ±5%, температура не выше +20° C. Освещённость помещения для хранения должна быть в пределах 50-75 люкс. Наиболее предпочтительными и безвредными для хранящихся материалов источниками света являются обычные лампы накаливания, а самыми нежелательными — люминесцентные лампы из-за их повышенного ультрафиолетового излучения. Так же необходимо защищать фотодокументы от действия естественного света, то есть плотные темные шторы на окнах просто обязательны. Фотографии нужно помещать в конверты и хранить в коробках или выдвижных ящичках в вертикальном положении. Негативы заворачивают в чѐрные конверты и тоже хранят в вертикальном положении в коробках. Материалы на бумажной основе нельзя складывать стопкой, так как от собственной тяжести они могут разрушиться. На папках и конвертах проставляются инвентарные номера хранящихся в них материалов. В папки вкладываются описи, а на конвертах с фотографиями и негативами пишутся краткие аннотации. В целях обеспечения сохранности фотодокументов и своевременного выявления возникающих на них дефектов, документы должны подвергаться периодическому контролю в процессе хранения, т. е. 1 раз в год проводится сверка наличия и сохранности всего фотофонда музея.

В последнее время музей переводит свои коллекции в электронный формат (оцифровывает), это позволяет использовать изображения на сайтах, создавать виртуальные путеводители. Кроме того оцифровка избавляет предмет от лишнего стресса, который он испытывает при перемещениях. Если говорить о фотографиях, то в большинстве случаев в залах представлены копии — такой подход позволяет дольше сохранить подлинник, предохранить его от выцветания. К тому же многие изображения имеют маленький формат, и применение копийных материалов позволяет в случае необходимости увеличить размер изображение.

Ценность фотодокументов связана и с тем, что они возникают в момент событий и на месте событий. Несмотря на любые катаклизмы и перемены в политической ситуации, фотография может «перенести» потомков через века, и рассказать, как выглядел наш город в тот или иной период своей жизни. Важным достоинством фотодокументов является и то, что они обеспечивают адекватное фиксирование и тиражирование образной информации, неполно или совсем не фиксируемой словом, т. е. вербально-текстовыми документами. По научным данным, около 80 % информации человек получает с помощью зрения. Наконец, фотодокументы обеспечи­вают эмоциональную основу, эффект присутствия при вос­приятии информации.

  • foto1
  • foto10
  • foto11
  • foto12
  • foto13
  • foto14
  • foto15
  • foto16
  • foto17
  • foto18
  • foto19
  • foto2
  • foto20
  • foto21
  • foto22
  • foto23
  • foto24
  • foto25
  • foto26
  • foto3
  • foto4
  • foto5
  • foto6
  • foto7
  • foto8
  • foto9

История фотографии.

Фотография (греч. phos/photos — свет, grapho — пишу) — светография, светопись. Это снимок, полученный фотографическим способом на светочувствительной пластине, пленке или бумаге.

Изобретение фотографии стало результатом труда учёных многих поколений из разных стран мира. 

Первая фотокамера  (камера-обскура) представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы которой описал в своих трудах еще выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

В результате камера-обскура была снабжена двояковыпуклой линзой и использовалась для механической зарисовки предметов внешнего мира. Однако решающей предпосылкой стали достижения в области химии. В 18 веке была обнаружена чувствительность к свету растворов солей железа и солей брома, а в начале 19 века открыт основной закон фотохимии, в соответствии с которым на вещество могут химически действовать только те лучи, которые этим веществом поглощаются.

Первое в мире фотографическое изображение удалось сделать французу Ж. Н. Ньепсу в 1826 г. Он же создал и первый фотографический аппарат. Другой француз - художник-декоратор Л.-Ж. М. Дагер впервые получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения на галогенсеребряном слое. Об изображении Дагера, получившем впоследствии название дагерротипия, было доложено 7 января 1839 г. на заседании Французской Академии. С тех пор этот день стал отмечаться как день рождения фотографии.

Однако период дагерротипии оказался недолог, вследствие его дороговизны. В дальнейшем фотография развивалась по способу английского изобретателя В. Ф. Г. Тальбота, открывшего негативно-позитивный процесс и ещё в 1835 г. получившего первый в мире негатив и позитивный отпечаток с него на бумаге, пропитанной хлористым серебром.

В России первые фотографические изображения были получены в 1839 г. русским химиком и ботаником Юлием Федоровичем Фрицше. В 1840 г. в Москве открылась первая в нашей стране фотостудия.

Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Изобретатель-самоучка И. В. Болдырев предложил способ изготовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпуска подобных пленок американской фирмой "Кодак".

С. А. Юрковский изготовил шторнощелевой затвор для коротких экспозиций. И. И. Филипенко сконструировал походную фотолабораторию.

Фотография была включена в коммуникативный процесс в начале 1850 г., когда французский фотограф А. Диздери приклеил на кусочек картона свой фотоснимок и стал использовать его как визитную карточку. Это послужило толчком для появления разнообразных документов, циркулирующих в обществе и удостоверяющих личность, а также семейных и др. фотоальбомов, воплотивших в себя ассоциативную историческую память поколений.

Затем фотографии стали тиражироваться и широко распространяться. В 1890 г. широкое распространение получили почтовые карточки с фотографиями.

В 1935 г. фирма «Кодак» разработала применяемую до сих пор цветную фотографию на трехслойных пластинках. С этого времени началось развитие цветной фотографии.     

В последнее время в фотодокументировании стал применяться цифровой фотографический процесс. Первая система электронной фотографии была создана в 1981 г. японской фирмой «Sony». Одним из достоинств цифровой фотографии является то, что полученное изображение можно корректировать - изменять цвет, контраст, ретушировать и т.п.

Сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни: в политике, науке, культуре, искусстве, криминалистике и т. д. Фотодокументам отводится важная роль в средствах массовой информации. Такое большое значение фотодокументы приобрели, прежде всего, потому, что обладают огромной информационной ёмкостью, могут одновременно и в деталях фиксировать множество объектов.

Ценность фотодокументов связана и с тем, что они возникают в момент событий и на месте событий. Наконец, фотодокументы не только несут информацию о реальной действительности, но и оказывают эстетическое воздействие на человека.

  • istfoto1
  • istfoto10
  • istfoto11
  • istfoto12
  • istfoto13
  • istfoto2
  • istfoto3
  • istfoto4
  • istfoto5
  • istfoto6
  • istfoto7
  • istfoto8
  • istfoto9

Лажиева Г. В., хранитель фондов